Государственное учреждение образования
"Дрибинский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации"

 

Главная | Одно окно | Об учреждении | Обучающимся | Родителям | Учительская | Сервисы | Ситуационная помощь | Политика в отношении обработки персональных данных | Год качества

 

Меню раздела

 

 

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

 

Методические рекомендации по организации процесса перехода выпускников центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в территориальные центры социального обслуживания населения

УТВЕРЖДАЮ                                                                         УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра                                                           Заместитель Министра

образования                                                                          труда и социальной защиты

Республики Беларусь                                                             Республики Беларусь

В.А. Будкевич                                                                       А.А. Румак

«29» октября 2013 г.                                                            «29» октября 2013 г.

 

Методические рекомендации по организации процесса перехода

выпускников центров коррекционно-развивающего обучения

и реабилитации в территориальные центры

социального обслуживания населения

 

      Методические рекомендации разработаны в целях обеспечения преемственности и межведомственного взаимодействия работников учреждений специального образования Министерства образования Республики Беларусь и учреждений социального обслуживания при переходе выпускников центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее - ЦКРОиР) на обслуживание в территориальные центры социального обслуживания населения (далее – ТЦСОН).

     Выпускниками ЦКРОиР являются лица с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями (далее – с ТМНР), завершающие освоение образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в последний год обучения.

     Переход выпускников ЦКРОиР в ТЦСОН рассматривается как этап в системе непрерывной социальной реабилитации инвалидов. Переход обеспечивает последовательную передачу из ЦКРОиР в ТЦСОН сведений о выпускниках, условиях их семейного воспитания, результатах предыдущих педагогических и реабилитационных воздействий, методах и приемах работы с ними, подходах в оценке личностного и социального развития.

      Применительно к выпускнику ЦКРОиР переход на социальное обслуживание в ТЦСОН означает смену его социального статуса, рода занятий, окружения и места регулярного пребывания. Этот период требует построения новых отношений между молодым человеком, его семьей и обществом. В жизни лица с ТМНР не имеют широких контактов с окружающими, так как, как правило, испытывают трудности коммуникации, передвижения, адекватного восприятия жизненных ситуаций.

     В связи с этим важно обеспечить преемственность и межведомственное сотрудничество органов, организаций и специалистов системы образования и системы органов по труду, занятости и социальной защите в вопросах сопровождения и оказания помощи инвалидам.

    Осуществление перехода можно спланировать в виде алгоритма, в котором обозначена последовательность и согласованность действий специалистов ЦКРОиР и ТЦСОН, их функции на каждом этапе реализации алгоритма, прогнозируемый результат проводимых мероприятий, цель которых - социальная адаптация лиц с ТМНР в новых жизненных обстоятельствах, повышение качества их жизни.

    Алгоритм перехода выпускника ЦКРОиР для обслуживания в ТЦСОН представляет собой набор упорядоченных, последовательных шагов и действий, выполнение которых формирует устойчивые связи между непосредственными участниками процесса перехода выпускника ЦКРОиР для обслуживания в ТЦСОН (далее – Переход) и обеспечивает создание благоприятных социально-бытовых условий для человека с инвалидностью.

Организационные мероприятия алгоритма следует рассматривать как примерные. Они могут варьироваться, дополняться с учетом специфики региональных условий, наличия ресурсов, большой неоднородности лиц с ТМНР, созданных возможностей для их социализации и др. Временные границы этапов алгоритма также следует рассматривать как условные.

    Деятельность специалистов ЦКРОиР, специалистов ТЦСОН, членов семьи в рамках реализации алгоритма Перехода направлена на предупреждение или максимальное снижение негативных последствий Перехода для выпускника ЦКРОиР, минимизацию психологического дискомфорта, а также на обеспечение эффективности реабилитационных мероприятий и успешности его адаптации в новых условиях. Организация процесса Перехода предполагает также оказание лицу с ТМНР и членам его семьи различных видов помощи.

     Процесс Перехода должен быть организован на основе следующих принципов: преемственности и непрерывности, педагогического оптимизма, комплексности, сотрудничества с семьей, учета индивидуальных и специфических особенностей выпускника.

     Принцип преемственности означает межведомственное взаимодействие всех участников Перехода, нацеленное на сохранение здоровья выпускника ЦКРОиР, приобретенных им навыков, знаний и умений, а также на непрерывное их развитие.

    Принцип педагогического оптимизма предполагает, что люди с ТМНР обладают такой же ценностью, как и другие люди. Они имеют реабилитационный потенциал для развития, который может реализоваться только в условиях благоприятной окружающей среды либо может остаться нереализованным при неприятии их обществом, ограничении активности в повседневной жизни, а также при наличии негативного опыта социального взаимодействия.

    Принцип комплексности означает, что с лицами с ТМНР и их семьями работает междисциплинарная команда специалистов, включающая профессионалов разных профилей.

    Принцип сотрудничества с семьей подразумевает активное участие семьи во всех планах реабилитации и направлен на содействие в достижении успеха в нормализации жизни лиц с ТМНР. Семья должна знать о всех предоставляемых услугах, давать на них согласие, быть равноправным субъектом реабилитационной деятельности.

    Принцип учета индивидуальных особенностей личности и ее потребностей, понимание трудностей. Своевременное фиксирование даже самых малых достижений помогает наметить более правильные пути социальной реабилитации и интеграции молодых людей с ТМНР.

    Непосредственные участники Перехода:

-молодой человек с ТМНР (выпускник ЦКРОиР);

-семья человека с ТМНР (выпускника ЦКРОиР);

-специалисты ЦКРОиР;

-специалисты ТЦСОН.

 

Осуществление Перехода предполагается в четыре этапа:

  1. Подготовительный
  2. Адаптационный
  3. Основной

IV. Контрольно-оценочный

 

I.Подготовительный этап (октябрь – май)

Задачи этапа:

-Обмен информацией между специалистами ЦКРОиР и ТЦСОН о выпускнике.

-Определение необходимого комплекса условий для создания оптимальных условий социализации и реабилитации выпускников ЦКРОиР в условиях ТЦСОН.

- Осуществление специалистами ТЦСОН подготовки к приему выпускника.

-Актуализация базы данных ТЦСОН с учетом сведений о выпускниках ЦКРОиР, обеспечение полноты и достоверности сведений о них.

- Методическая помощь специалистам ТЦСОН, обсуждение и согласование со специалистами ТЦСОН содержания и методов работы с лицами с ТМНР.

 

Направления деятельности и мероприятия:

 1. Информационное обеспечение.

ЦКРОиР

ТЦСОН

Семья

1

2

3

1.Разработка и распространение буклетов, бюллетеней о деятельности ЦКРОиР, информационно- просветительских материалов.

2.Подготовка специалистами ЦКРОиР пакета сопроводительных документов на выпускника.

3.Организация и проведение детских мероприятий (дня открытых дверей в ЦКРОиР, акций милосердия, детских праздников и физкультурно- оздоровительных мероприятий, выставок детского творчества воспитанников ЦКРОиР и др.) с приглашением родителей и специалистов ТЦСОН. 4.Обсуждение индивидуальных особенностей выпускников со специалистами ТЦСОН.

5.Информирование родителей о возможностях дальнейшего жизнеустройства выпускников.

1.Посещение семьи выпускника ЦКРОиР для информирования о возможностях и перспективах социального обслуживания их ребенка в ТЦСОН.

2.Ознакомление с материально-бытовым положением семьи, составление акта обследования жилищно-бытовых условий, разъяснение порядка предоставления социальных услуг, материальной и других видов социальной помощи и поддержки, гарантированной государством.

3.Проведение в ТЦСОН Дней открытых дверей, ознакомление родителей и выпускников с отделением дневного пребывания для инвалидов (далее- отделение), направлениями его деятельности, а также с гражданами, которым оказывают социальные услуги в отделении.

4.Информирование родителей о предоставляемых государством льготах и гарантиях для инвалидов.

1.Начало взаимодействия членов семьи выпускника со специалистами ТЦСОН: знакомство, информирование о себе, ребенке, его интересах, умениях и навыках, приобретенных в процессе обучения, о видении семьей перспектив его социализации и жизнеустройства.

2. Посещение ТЦСОН.

 

2.Методическое обеспечение

ЦКРОиР                                      

ТЦСОН

Семья

1

2

3

1.Проведение открытых уроков для специалистов ТЦСОН и родителей.

2.Организация и проведение круглых столов, семинаров- практикумов со специалистами ТЦСОН с целью их ознакомления с условиями, созданными в ЦКРОиР, программами обучения, спецификой работы с детьми с ТМНР.

3.Подготовка для специалистов ТЦСОН перечня публикаций в журналах, учебно-методической литературы, пособий по специальной педагогике, специальной и общей психологии, которые могут быть использованы в целях самообразования.

4.Обсуждение и согласование принципов, содержания и методов работы с выпускниками.

4.Консультирование специалистов ТЦСОН по вопросам ресурсного оснащения среды, структурирования пространства помещений и др.

5.Консультирование членов семьи и работников ТЦСОН по вопросам сексуального воспитания подростков с ТМНР.

1.Изучение потребности специалистов ТЦСОН

в повышении квалификации и  обеспечение роста их профессиональной компетенции.

2.Составление и обсуждение примерного плана работы по расширению социальных контактов лиц с ТМНР, организации их досуга, обеспечения доступа к различным областям творческой деятельности.

3.Определение возможностей дальнейшей социальной реабилитации лица с ТМНР при участии специалистов ЦКРОиР и его семьи.

 

1.Закрепления у лица умений и навыков, приобретенных в ЦКРОиР в условиях семьи.

2.Подготовка выпускника к предстоящим видам занятий в ТЦСОН.

 Ожидаемые результаты:

-Сведения о новых выпускниках переданы ЦКРОиРом в ТЦСОН и включены в базу данных.

-Специалисты ТЦСОН владеют всей полнотой информации о каждом выпускнике и его семье.

-В ТЦСОН подготовлены места для занятий лиц с ТМНР.

-Семья обладает ясным видением перспектив для своего ребенка после окончания занятий в ЦКРОиР.

II. Адаптационный этап (июнь-ноябрь)

 Задачи этапа:

- Формирование доброжелательных установок, чуткости и терпимости в отношении лиц с ТМНР у персонала ТЦСОН.

- Организация безбарьерной и адаптивной пространственно-предметной среды в ТЦСОН для сохранения и дальнейшего развития навыков и умений у молодых инвалидов, сформированных в процессе обучения в ЦКРОиР.

- Изучение способностей, наклонностей, умений и навыков выпускников с целью подбора для них занятий по интересам.

- Планирование работы в отделении ТЦСОН с учетом потребностей вновь поступивших выпускников ЦКРОиР.

-Разработка индивидуальных планов реабилитации для выпускников ЦКРОиР.

Направления деятельности и мероприятия:

  1. Нормативное правовое и методическое обеспечение

ЦКРОиР

ТЦСОН

Семья

1

2

3

1.Передача специалистам ТЦСОН пакета сопроводительных документов на выпускника:

- документ о специальном образовании;

- психолого-педагогическая характеристика;

- профиль овладения социально-бытовыми навыками;

- профиль овладения элементарными трудовыми навыками.

2.Обеспечение специалистов ТЦСОН методическими, информационными материалами.

1.Оформление выпускника на обслуживание в ТЦСОН, составление договора оказания социальных услуг государственными организациями, оказывающими социальные услуги.

2.Составление краткосрочного (1 месяц) рабочего плана ТЦСОН и семьи по интеграции выпускника, который составляется в ТЦСОН совместно с родителями и с учетом мнения лица с ТМНР, и подписывается/утверждается руководителем ТЦСОН.

3.Оформление, систематизация и упорядочение документов на выпускников ЦКРОиР.

4.При необходимости подготовка запросов на получение документов, предусмотренных законодательством.

  1. Составление и обсуждение примерного плана мероприятий по созданию адаптивного реабилитационного пространства в условиях ТЦСОН с учетом опыта ЦКРОиР и реализуемых им направлений деятельности. 5.Пополнение библиотечного фонда специальной литературой

1.Ознакомление сына (дочери) с маршрутом следования из дома в ТЦСОН и обратно.

2.В случае необходимости члены семьи обеспечивают личное сопровождение сына (дочери) в первые дни его (ее) пребывания в ТЦСОН.

 

2.Ресурсное оснащение среды

ЦКРОиР

ТЦСОН

Семья

1

2

3

 

1. Оформление помещений в разном цветовом решении с применением знаков, символов, сигнальных опор, помогающих лицам с ТМНР в самостоятельном ориентировании и осмыслении бытовых ситуаций.

2.Структурирование пространства помещения на специально организованные зоны (трудовой занятости, релаксации, уединения, творческой деятельности и др.).

3.Подбор видов трудовой деятельности с учетом возможностей лиц с ТМНР и соответствующее оснащение помещений, где будут организованы занятия.

1. Участие родителей в персонализации среды, обеспечивающей выпускнику ЦКРОиР ощущение безопасности в новых условиях: возможность иметь в ТЦСОН предмет, имеющий для него значимость и ценность (семейная фотография, любимая чашка, принесенная из дома, диванная подушка, и др.).

 

 2.Социально-психологическая организация среды

ЦКРОиР

ТЦСОН

Семья

1

2

3

 

1.Ознакомление выпускника ЦКРОиР с другими членами коллектива и специалистами отделения, с распорядком работы ТЦСОН и отделения его обустройством, правилами поведения и др.

2.Создание доверительной и благожелательной атмосферы в ТЦСОН, обеспечивающей лицам с ТМНР психологический комфорт.

1. Участие в составлении краткосрочного (1 месяц) рабочего плана ТЦСОН и семьи по интеграции выпускника ЦКРОиР. 2. Посещение ТЦСОН, знакомство с другими

членами коллектива, которым оказывают социальные услуги в отделении, с распорядком работы ТЦСОН, его обустройством, правилами поведения и другое.

 

Ожидаемые результаты:

- ТЦСОН готов к приему выпускников: документация на выпускников оформлена, помещение оборудовано для организации занятий и реабилитационных мероприятий.

- Выпускники и их родители познакомились с другими членами коллектива и специалистами отделения, с распорядком работы ТЦСОН и отделения, его обустройством, правилами поведения и др.

- Краткосрочный рабочий план интеграции на каждого выпускника составлен и утвержден руководителем ТЦСОН.

- Краткосрочный рабочий план апробирован и успешно реализован.

 

III. Основной этап (декабрь – май первого года пребывания в ТЦСОН)

Задачи этапа:

- Создание условий для занятий молодых инвалидов по интересам, их социально-бытовой адаптации и реабилитации, получения трудовых навыков и развития интереса к труду.

- Осуществление работы по социальной реабилитации лиц с ТМНР, принятыми на обслуживание в ТЦСОН.

- Проведение мероприятий, направленных на участие лиц с ТМНР в различных формах общественной жизни и включения их в активное социальное взаимодействие.

- Создание условий для обучения молодых людей с ТМНР навыкам самостоятельности в быту, на улице, транспорте и т.д.

Направления деятельности и мероприятия:

1.Основная деятельность

ЦКРОиР

ТЦСОН

Семья

1

2

3

1.Консультирование специалистов ТЦСОН (по их запросу).

1. Проведение занятий в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов:

-занятия по интересам в кружках, секциях, клубах, компьютерных классах и др.;

-обучение трудовым навыкам, занятия в реабилитационно-трудовых мастерских;

-занятия, направленные на социально- бытовую адаптацию и реабилитацию (обучение навыкам пользования бытовыми приборами и приготовления простых блюд; навыкам ухода за одеждой, обувью, мебелью; навыкам соблюдения личной гигиены и санитарии; навыкам совершения покупок в магазинах, поездок в городском транспорте и др.);

-занятия психолого- педагогической реабилитации (артерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, ролевая игра, логоритмика, и др.);

-физкультурно- оздоровительные мероприятия.

2. Организация досуга (праздники, встречи, экскурсии, оздоровительные мероприятия, концерты, театральные представления, участие в выставках прикладного творчества, просмотр фильмов и др.).

3. Оценка достижений и изменений в развитии у лиц с ТМНР по сравнению с их исходным состоянием.

Взаимодействие со специалистами ТЦСОН по реализации плана

социальной реабилитации молодого человека.

2. Закрепление на дому навыков, полученных в ТЦСОН в процессе социально-бытовой адаптации и реабилитации.

3.Своевременное информирование специалистов ТЦСОН о возникающих проблемах и трудностях, о пожеланиях молодого человека относительно его пребывания в ТЦСОН, которые он высказывает только в семье.

 2.Информационное обеспечение

ЦКРОиР

ТЦСОН

Семья

1

2

3

 

1.Разработка и распространение информационных бюллетеней о деятельности ТЦСОН. 2. Проведение открытых занятий с молодыми инвалидами с приглашением специалистов ЦКРОиР и родителей.

3.Проведение Дня открытых дверей в ТЦСОН с приглашением родителей, специалистов ЦКРОиР, общественности, работников государственных учреждений, представителей организаций различной формы собственности, индивидуальных предпринимателей.

1. Встречи специалистов ТЦСОН с родителями, оказание помощи семье в установлении контактов с общественными организациями, волонтерами, другими людьми, имеющими сходные проблемы и заинтересованными в сотрудничестве.

2.Сотрудничество родителей со специалистами ТЦСОН, другими семьями, в которых воспитываются молодые инвалиды, участие в деятельности групп взаимопомощи.

3.Методическое обеспечение

ЦКРОиР

ТЦСОН

Семья

1

2

3

1.Участие в работе круглых столов, семинаров- практикумов по вопросам социальной реабилитации детей и молодых людей с инвалидностью.

2.Обсуждение результатов динамики развития выпускника ЦКРОиР, степени его адаптации в новых условиях в рамках совместных встреч сотрудников ТЦСОН, ЦКРОиР и семьи молодого человека с инвалидностью.

1. Проведение открытых уроков для специалистов ЦКРОиР и родителей.

2.Организация и проведение круглых столов, семинаров- практикумов с участием специалистов ЦКРОиР с целью их ознакомления с условиями, созданными в ТЦСОН, индивидуальными программами реабилитации, спецификой работы.

3.Оценка эффективности реализуемых планов реабилитации, своевременное внесение корректив.

4.Подготовка рекомендаций семье по закреплению и развитию социально-бытовых и трудовых навыков лиц с ТМНР, обслуживаемых в ТЦСОН.

1.Оперативный обмен информацией между ТЦСОН и семьей.

2.Совместное обсуждение со специалистами ТЦСОН изменений у лиц с ТМНР, их успехов и возникающих трудностей.

 

Ожидаемые результаты

- В ТЦСОН созданы условия для социальной и средовой адаптации выпускников ЦКРОиР с учетом местных социально-демографических особенностей.

- Реабилитационная работа с выпускниками в ТЦСОН проводится по годичному индивидуальному рабочему плану, который обсуждается и утверждается в ТЦСОН совместно с родителями.

- Выпускники своевременно получают установленные законодательством денежные выплаты и помощь.

- Предоставляется комплекс услуг, содержание работы строится с учетом интересов семьи и потребностей лица с ТМНР, что способствует его успешной социализации.

  1. Контрольно-оценочный этап (июнь).

Задачи:

Оценка эффективности межведомственного взаимодействия в процессе Перехода выпускников ЦКРОиР в ТЦСОН.

Оценка полученных результатов деятельности ТЦСОН и динамики социального развития лиц с ТМНР.

Анализ существующих достижений и определение путей совершенствования работы по социальной реабилитации лиц с ТМНР.

 Направления деятельности и мероприятия:

- Круглый стол с участием специалистов ЦКРОиР, родителей, работников государственных органов по итогам межведомственного взаимодействия в процессе Перехода выпускников ЦКРОиР в ТЦСОН.

Показатели достижения ожидаемых результатов.

- Выпускники ЦКРОиР, при наличии у них медицинских показаний и (или) отсутствии медицинских противопоказаний для оказания социальных услуг, зачислены в ТЦСОН по месту жительства.

 - В местном сообществе формируется толерантное отношение к инвалидам, отсутствуют факты их неприятия.

- Достигнута положительная динамика функционирования у лиц с ТМНР в процессе реализации индивидуальных программ реабилитации.

 - Социальные контакты лиц с ТМНР расширены организована их трудовая занятость, стимулируется и поддерживается их активная социальная жизнь

 

 

 

 Министерство образования Республики Беларусь              

 

(02248) 71-5-35,  dribinckroir@dribin.edu.by, регистрационное свидетельство