Методические рекомендации по организации процесса перехода выпускников центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в территориальные центры социального обслуживания населения
УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра Заместитель Министра
образования труда и социальной защиты
Республики Беларусь Республики Беларусь
В.А. Будкевич А.А. Румак
«29» октября 2013 г. «29» октября 2013 г.
Методические рекомендации по организации процесса перехода
выпускников центров коррекционно-развивающего обучения
и реабилитации в территориальные центры
социального обслуживания населения
Методические рекомендации разработаны в целях обеспечения преемственности и межведомственного взаимодействия работников учреждений специального образования Министерства образования Республики Беларусь и учреждений социального обслуживания при переходе выпускников центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее - ЦКРОиР) на обслуживание в территориальные центры социального обслуживания населения (далее – ТЦСОН).
Выпускниками ЦКРОиР являются лица с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями (далее – с ТМНР), завершающие освоение образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в последний год обучения.
Переход выпускников ЦКРОиР в ТЦСОН рассматривается как этап в системе непрерывной социальной реабилитации инвалидов. Переход обеспечивает последовательную передачу из ЦКРОиР в ТЦСОН сведений о выпускниках, условиях их семейного воспитания, результатах предыдущих педагогических и реабилитационных воздействий, методах и приемах работы с ними, подходах в оценке личностного и социального развития.
Применительно к выпускнику ЦКРОиР переход на социальное обслуживание в ТЦСОН означает смену его социального статуса, рода занятий, окружения и места регулярного пребывания. Этот период требует построения новых отношений между молодым человеком, его семьей и обществом. В жизни лица с ТМНР не имеют широких контактов с окружающими, так как, как правило, испытывают трудности коммуникации, передвижения, адекватного восприятия жизненных ситуаций.
В связи с этим важно обеспечить преемственность и межведомственное сотрудничество органов, организаций и специалистов системы образования и системы органов по труду, занятости и социальной защите в вопросах сопровождения и оказания помощи инвалидам.
Осуществление перехода можно спланировать в виде алгоритма, в котором обозначена последовательность и согласованность действий специалистов ЦКРОиР и ТЦСОН, их функции на каждом этапе реализации алгоритма, прогнозируемый результат проводимых мероприятий, цель которых - социальная адаптация лиц с ТМНР в новых жизненных обстоятельствах, повышение качества их жизни.
Алгоритм перехода выпускника ЦКРОиР для обслуживания в ТЦСОН представляет собой набор упорядоченных, последовательных шагов и действий, выполнение которых формирует устойчивые связи между непосредственными участниками процесса перехода выпускника ЦКРОиР для обслуживания в ТЦСОН (далее – Переход) и обеспечивает создание благоприятных социально-бытовых условий для человека с инвалидностью.
Организационные мероприятия алгоритма следует рассматривать как примерные. Они могут варьироваться, дополняться с учетом специфики региональных условий, наличия ресурсов, большой неоднородности лиц с ТМНР, созданных возможностей для их социализации и др. Временные границы этапов алгоритма также следует рассматривать как условные.
Деятельность специалистов ЦКРОиР, специалистов ТЦСОН, членов семьи в рамках реализации алгоритма Перехода направлена на предупреждение или максимальное снижение негативных последствий Перехода для выпускника ЦКРОиР, минимизацию психологического дискомфорта, а также на обеспечение эффективности реабилитационных мероприятий и успешности его адаптации в новых условиях. Организация процесса Перехода предполагает также оказание лицу с ТМНР и членам его семьи различных видов помощи.
Процесс Перехода должен быть организован на основе следующих принципов: преемственности и непрерывности, педагогического оптимизма, комплексности, сотрудничества с семьей, учета индивидуальных и специфических особенностей выпускника.
Принцип преемственности означает межведомственное взаимодействие всех участников Перехода, нацеленное на сохранение здоровья выпускника ЦКРОиР, приобретенных им навыков, знаний и умений, а также на непрерывное их развитие.
Принцип педагогического оптимизма предполагает, что люди с ТМНР обладают такой же ценностью, как и другие люди. Они имеют реабилитационный потенциал для развития, который может реализоваться только в условиях благоприятной окружающей среды либо может остаться нереализованным при неприятии их обществом, ограничении активности в повседневной жизни, а также при наличии негативного опыта социального взаимодействия.
Принцип комплексности означает, что с лицами с ТМНР и их семьями работает междисциплинарная команда специалистов, включающая профессионалов разных профилей.
Принцип сотрудничества с семьей подразумевает активное участие семьи во всех планах реабилитации и направлен на содействие в достижении успеха в нормализации жизни лиц с ТМНР. Семья должна знать о всех предоставляемых услугах, давать на них согласие, быть равноправным субъектом реабилитационной деятельности.
Принцип учета индивидуальных особенностей личности и ее потребностей, понимание трудностей. Своевременное фиксирование даже самых малых достижений помогает наметить более правильные пути социальной реабилитации и интеграции молодых людей с ТМНР.
Непосредственные участники Перехода:
-молодой человек с ТМНР (выпускник ЦКРОиР);
-семья человека с ТМНР (выпускника ЦКРОиР);
-специалисты ЦКРОиР;
-специалисты ТЦСОН.
Осуществление Перехода предполагается в четыре этапа:
- Подготовительный
- Адаптационный
- Основной
IV. Контрольно-оценочный
I.Подготовительный этап (октябрь – май)
Задачи этапа:
-Обмен информацией между специалистами ЦКРОиР и ТЦСОН о выпускнике.
-Определение необходимого комплекса условий для создания оптимальных условий социализации и реабилитации выпускников ЦКРОиР в условиях ТЦСОН.
- Осуществление специалистами ТЦСОН подготовки к приему выпускника.
-Актуализация базы данных ТЦСОН с учетом сведений о выпускниках ЦКРОиР, обеспечение полноты и достоверности сведений о них.
- Методическая помощь специалистам ТЦСОН, обсуждение и согласование со специалистами ТЦСОН содержания и методов работы с лицами с ТМНР.
Направления деятельности и мероприятия:
1. Информационное обеспечение.
ЦКРОиР
|
ТЦСОН
|
Семья
|
1
|
2
|
3
|
1.Разработка и распространение буклетов, бюллетеней о деятельности ЦКРОиР, информационно- просветительских материалов.
2.Подготовка специалистами ЦКРОиР пакета сопроводительных документов на выпускника.
3.Организация и проведение детских мероприятий (дня открытых дверей в ЦКРОиР, акций милосердия, детских праздников и физкультурно- оздоровительных мероприятий, выставок детского творчества воспитанников ЦКРОиР и др.) с приглашением родителей и специалистов ТЦСОН. 4.Обсуждение индивидуальных особенностей выпускников со специалистами ТЦСОН.
5.Информирование родителей о возможностях дальнейшего жизнеустройства выпускников.
|
1.Посещение семьи выпускника ЦКРОиР для информирования о возможностях и перспективах социального обслуживания их ребенка в ТЦСОН.
2.Ознакомление с материально-бытовым положением семьи, составление акта обследования жилищно-бытовых условий, разъяснение порядка предоставления социальных услуг, материальной и других видов социальной помощи и поддержки, гарантированной государством.
3.Проведение в ТЦСОН Дней открытых дверей, ознакомление родителей и выпускников с отделением дневного пребывания для инвалидов (далее- отделение), направлениями его деятельности, а также с гражданами, которым оказывают социальные услуги в отделении.
4.Информирование родителей о предоставляемых государством льготах и гарантиях для инвалидов.
|
1.Начало взаимодействия членов семьи выпускника со специалистами ТЦСОН: знакомство, информирование о себе, ребенке, его интересах, умениях и навыках, приобретенных в процессе обучения, о видении семьей перспектив его социализации и жизнеустройства.
2. Посещение ТЦСОН.
|
2.Методическое обеспечение
ЦКРОиР
|
ТЦСОН
|
Семья
|
1
|
2
|
3
|
1.Проведение открытых уроков для специалистов ТЦСОН и родителей.
2.Организация и проведение круглых столов, семинаров- практикумов со специалистами ТЦСОН с целью их ознакомления с условиями, созданными в ЦКРОиР, программами обучения, спецификой работы с детьми с ТМНР.
3.Подготовка для специалистов ТЦСОН перечня публикаций в журналах, учебно-методической литературы, пособий по специальной педагогике, специальной и общей психологии, которые могут быть использованы в целях самообразования.
4.Обсуждение и согласование принципов, содержания и методов работы с выпускниками.
4.Консультирование специалистов ТЦСОН по вопросам ресурсного оснащения среды, структурирования пространства помещений и др.
5.Консультирование членов семьи и работников ТЦСОН по вопросам сексуального воспитания подростков с ТМНР.
|
1.Изучение потребности специалистов ТЦСОН
в повышении квалификации и обеспечение роста их профессиональной компетенции.
2.Составление и обсуждение примерного плана работы по расширению социальных контактов лиц с ТМНР, организации их досуга, обеспечения доступа к различным областям творческой деятельности.
3.Определение возможностей дальнейшей социальной реабилитации лица с ТМНР при участии специалистов ЦКРОиР и его семьи.
|
1.Закрепления у лица умений и навыков, приобретенных в ЦКРОиР в условиях семьи.
2.Подготовка выпускника к предстоящим видам занятий в ТЦСОН.
|
Ожидаемые результаты:
-Сведения о новых выпускниках переданы ЦКРОиРом в ТЦСОН и включены в базу данных.
-Специалисты ТЦСОН владеют всей полнотой информации о каждом выпускнике и его семье.
-В ТЦСОН подготовлены места для занятий лиц с ТМНР.
-Семья обладает ясным видением перспектив для своего ребенка после окончания занятий в ЦКРОиР.
II. Адаптационный этап (июнь-ноябрь)
Задачи этапа:
- Формирование доброжелательных установок, чуткости и терпимости в отношении лиц с ТМНР у персонала ТЦСОН.
- Организация безбарьерной и адаптивной пространственно-предметной среды в ТЦСОН для сохранения и дальнейшего развития навыков и умений у молодых инвалидов, сформированных в процессе обучения в ЦКРОиР.
- Изучение способностей, наклонностей, умений и навыков выпускников с целью подбора для них занятий по интересам.
- Планирование работы в отделении ТЦСОН с учетом потребностей вновь поступивших выпускников ЦКРОиР.
-Разработка индивидуальных планов реабилитации для выпускников ЦКРОиР.
Направления деятельности и мероприятия:
- Нормативное правовое и методическое обеспечение
ЦКРОиР
|
ТЦСОН
|
Семья
|
1
|
2
|
3
|
1.Передача специалистам ТЦСОН пакета сопроводительных документов на выпускника:
- документ о специальном образовании;
- психолого-педагогическая характеристика;
- профиль овладения социально-бытовыми навыками;
- профиль овладения элементарными трудовыми навыками.
2.Обеспечение специалистов ТЦСОН методическими, информационными материалами.
|
1.Оформление выпускника на обслуживание в ТЦСОН, составление договора оказания социальных услуг государственными организациями, оказывающими социальные услуги.
2.Составление краткосрочного (1 месяц) рабочего плана ТЦСОН и семьи по интеграции выпускника, который составляется в ТЦСОН совместно с родителями и с учетом мнения лица с ТМНР, и подписывается/утверждается руководителем ТЦСОН.
3.Оформление, систематизация и упорядочение документов на выпускников ЦКРОиР.
4.При необходимости подготовка запросов на получение документов, предусмотренных законодательством.
- Составление и обсуждение примерного плана мероприятий по созданию адаптивного реабилитационного пространства в условиях ТЦСОН с учетом опыта ЦКРОиР и реализуемых им направлений деятельности. 5.Пополнение библиотечного фонда специальной литературой
|
1.Ознакомление сына (дочери) с маршрутом следования из дома в ТЦСОН и обратно.
2.В случае необходимости члены семьи обеспечивают личное сопровождение сына (дочери) в первые дни его (ее) пребывания в ТЦСОН.
|
2.Ресурсное оснащение среды
ЦКРОиР
|
ТЦСОН
|
Семья
|
1
|
2
|
3
|
|
1. Оформление помещений в разном цветовом решении с применением знаков, символов, сигнальных опор, помогающих лицам с ТМНР в самостоятельном ориентировании и осмыслении бытовых ситуаций.
2.Структурирование пространства помещения на специально организованные зоны (трудовой занятости, релаксации, уединения, творческой деятельности и др.).
3.Подбор видов трудовой деятельности с учетом возможностей лиц с ТМНР и соответствующее оснащение помещений, где будут организованы занятия.
|
1. Участие родителей в персонализации среды, обеспечивающей выпускнику ЦКРОиР ощущение безопасности в новых условиях: возможность иметь в ТЦСОН предмет, имеющий для него значимость и ценность (семейная фотография, любимая чашка, принесенная из дома, диванная подушка, и др.).
|
2.Социально-психологическая организация среды
ЦКРОиР
|
ТЦСОН
|
Семья
|
1
|
2
|
3
|
|
1.Ознакомление выпускника ЦКРОиР с другими членами коллектива и специалистами отделения, с распорядком работы ТЦСОН и отделения его обустройством, правилами поведения и др.
2.Создание доверительной и благожелательной атмосферы в ТЦСОН, обеспечивающей лицам с ТМНР психологический комфорт.
|
1. Участие в составлении краткосрочного (1 месяц) рабочего плана ТЦСОН и семьи по интеграции выпускника ЦКРОиР. 2. Посещение ТЦСОН, знакомство с другими
членами коллектива, которым оказывают социальные услуги в отделении, с распорядком работы ТЦСОН, его обустройством, правилами поведения и другое.
|
Ожидаемые результаты:
- ТЦСОН готов к приему выпускников: документация на выпускников оформлена, помещение оборудовано для организации занятий и реабилитационных мероприятий.
- Выпускники и их родители познакомились с другими членами коллектива и специалистами отделения, с распорядком работы ТЦСОН и отделения, его обустройством, правилами поведения и др.
- Краткосрочный рабочий план интеграции на каждого выпускника составлен и утвержден руководителем ТЦСОН.
- Краткосрочный рабочий план апробирован и успешно реализован.
III. Основной этап (декабрь – май первого года пребывания в ТЦСОН)
Задачи этапа:
- Создание условий для занятий молодых инвалидов по интересам, их социально-бытовой адаптации и реабилитации, получения трудовых навыков и развития интереса к труду.
- Осуществление работы по социальной реабилитации лиц с ТМНР, принятыми на обслуживание в ТЦСОН.
- Проведение мероприятий, направленных на участие лиц с ТМНР в различных формах общественной жизни и включения их в активное социальное взаимодействие.
- Создание условий для обучения молодых людей с ТМНР навыкам самостоятельности в быту, на улице, транспорте и т.д.
Направления деятельности и мероприятия:
1.Основная деятельность
ЦКРОиР
|
ТЦСОН
|
Семья
|
1
|
2
|
3
|
1.Консультирование специалистов ТЦСОН (по их запросу).
|
1. Проведение занятий в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов:
-занятия по интересам в кружках, секциях, клубах, компьютерных классах и др.;
-обучение трудовым навыкам, занятия в реабилитационно-трудовых мастерских;
-занятия, направленные на социально- бытовую адаптацию и реабилитацию (обучение навыкам пользования бытовыми приборами и приготовления простых блюд; навыкам ухода за одеждой, обувью, мебелью; навыкам соблюдения личной гигиены и санитарии; навыкам совершения покупок в магазинах, поездок в городском транспорте и др.);
-занятия психолого- педагогической реабилитации (артерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, ролевая игра, логоритмика, и др.);
-физкультурно- оздоровительные мероприятия.
2. Организация досуга (праздники, встречи, экскурсии, оздоровительные мероприятия, концерты, театральные представления, участие в выставках прикладного творчества, просмотр фильмов и др.).
3. Оценка достижений и изменений в развитии у лиц с ТМНР по сравнению с их исходным состоянием.
|
Взаимодействие со специалистами ТЦСОН по реализации плана
социальной реабилитации молодого человека.
2. Закрепление на дому навыков, полученных в ТЦСОН в процессе социально-бытовой адаптации и реабилитации.
3.Своевременное информирование специалистов ТЦСОН о возникающих проблемах и трудностях, о пожеланиях молодого человека относительно его пребывания в ТЦСОН, которые он высказывает только в семье.
|
2.Информационное обеспечение
ЦКРОиР
|
ТЦСОН
|
Семья
|
1
|
2
|
3
|
|
1.Разработка и распространение информационных бюллетеней о деятельности ТЦСОН. 2. Проведение открытых занятий с молодыми инвалидами с приглашением специалистов ЦКРОиР и родителей.
3.Проведение Дня открытых дверей в ТЦСОН с приглашением родителей, специалистов ЦКРОиР, общественности, работников государственных учреждений, представителей организаций различной формы собственности, индивидуальных предпринимателей.
|
1. Встречи специалистов ТЦСОН с родителями, оказание помощи семье в установлении контактов с общественными организациями, волонтерами, другими людьми, имеющими сходные проблемы и заинтересованными в сотрудничестве.
2.Сотрудничество родителей со специалистами ТЦСОН, другими семьями, в которых воспитываются молодые инвалиды, участие в деятельности групп взаимопомощи.
|
3.Методическое обеспечение
ЦКРОиР
|
ТЦСОН
|
Семья
|
1
|
2
|
3
|
1.Участие в работе круглых столов, семинаров- практикумов по вопросам социальной реабилитации детей и молодых людей с инвалидностью.
2.Обсуждение результатов динамики развития выпускника ЦКРОиР, степени его адаптации в новых условиях в рамках совместных встреч сотрудников ТЦСОН, ЦКРОиР и семьи молодого человека с инвалидностью.
|
1. Проведение открытых уроков для специалистов ЦКРОиР и родителей.
2.Организация и проведение круглых столов, семинаров- практикумов с участием специалистов ЦКРОиР с целью их ознакомления с условиями, созданными в ТЦСОН, индивидуальными программами реабилитации, спецификой работы.
3.Оценка эффективности реализуемых планов реабилитации, своевременное внесение корректив.
4.Подготовка рекомендаций семье по закреплению и развитию социально-бытовых и трудовых навыков лиц с ТМНР, обслуживаемых в ТЦСОН.
|
1.Оперативный обмен информацией между ТЦСОН и семьей.
2.Совместное обсуждение со специалистами ТЦСОН изменений у лиц с ТМНР, их успехов и возникающих трудностей.
|
Ожидаемые результаты
- В ТЦСОН созданы условия для социальной и средовой адаптации выпускников ЦКРОиР с учетом местных социально-демографических особенностей.
- Реабилитационная работа с выпускниками в ТЦСОН проводится по годичному индивидуальному рабочему плану, который обсуждается и утверждается в ТЦСОН совместно с родителями.
- Выпускники своевременно получают установленные законодательством денежные выплаты и помощь.
- Предоставляется комплекс услуг, содержание работы строится с учетом интересов семьи и потребностей лица с ТМНР, что способствует его успешной социализации.
1. Контрольно-оценочный этап (июнь).
Задачи:
Оценка эффективности межведомственного взаимодействия в процессе Перехода выпускников ЦКРОиР в ТЦСОН.
Оценка полученных результатов деятельности ТЦСОН и динамики социального развития лиц с ТМНР.
Анализ существующих достижений и определение путей совершенствования работы по социальной реабилитации лиц с ТМНР.
Направления деятельности и мероприятия:
- Круглый стол с участием специалистов ЦКРОиР, родителей, работников государственных органов по итогам межведомственного взаимодействия в процессе Перехода выпускников ЦКРОиР в ТЦСОН.
Показатели достижения ожидаемых результатов.
- Выпускники ЦКРОиР, при наличии у них медицинских показаний и (или) отсутствии медицинских противопоказаний для оказания социальных услуг, зачислены в ТЦСОН по месту жительства.
- В местном сообществе формируется толерантное отношение к инвалидам, отсутствуют факты их неприятия.
- Достигнута положительная динамика функционирования у лиц с ТМНР в процессе реализации индивидуальных программ реабилитации.
- Социальные контакты лиц с ТМНР расширены организована их трудовая занятость, стимулируется и поддерживается их активная социальная жизнь