Государственное учреждение образования
"Дрибинский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации"

 

Главная | Одно окно | Об учреждении | Обучающимся | Родителям | Учительская | Сервисы | Ситуационная помощь | Политика в отношении обработки персональных данных | Год качества

 

Меню раздела

 

 

 

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

 

Профилактика речевых нарушений у детей

дошкольного возраста

на занятиях по развитию речи

        Достаточно часто у детей дошкольного возраста встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер.

      Они обусловлены тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата еще слабо натренированы.

     Все это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка еще недостаточно четки и согласованы.

       Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими.

     Одним из важнейших направлений преодоление имеющихся нарушений речи у детей является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста.  

   Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи. При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.

   Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с трехлетнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного возраста другие, более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции.

   Работа воспитателя на занятиях по развитию речи и по формированию звуковой стороны речи включает в себя несколько этапов:

1. Подготовительный (развитие слухового внимания детей; развитие мелкой моторики пальцев рук у детей; развитие подвижности артикуляционного аппарата;

2. Этап появления звука (уточнение артикуляции и произношения звука или его вызывание по подражанию).

3. Этап усвоения и автоматизации звука (правильное произношение звука в связной речи).

    В детском саду широко используются различные игры на развитие слухового внимания у детей, пальчиковые игры, сопровождаемые речью, представлена предметная среда для развития мелкой моторики пальцев рук. Изученный в детском саду материал родители могут использовать дома для повторения и закрепления с детьми.

    Уточнение артикуляции и произношения звука очень важно в процессе работы по развитию речи. Оно позволяет привлечь внимание детей к положению органов артикуляции, усилить кинестетические и слуховые ощущения. Зачастую данный вид речевой работы проводится коллективно в виде заучивания и проговаривания стихотворений и чистоговорок, насыщенных соответствующим звуком или включающих в себя звукоподражание. Такая форма действительно эффективна, если звук появляется у ребенка спонтанно и уже достаточно автоматизирован в самостоятельной речи. Если же данный звук еще не сформирован, или процесс автоматизации не завершен, то происходит фиксация дефектного звука в речи ребенка, что в дальнейшем потребует кропотливой коррекционной работы. Исходя из этого, целесообразнее совмещать работу по уточнению положения органов артикуляции при данном звуке с проговариванием. При этом проговаривание взрослого должно быть четким, с хорошей артикуляцией наиболее значимых моментов, желательно в не быстром, умеренном темпе.

    Уточнение положения органов артикуляции при произнесении отдельных звуков представляется невозможным без предварительной работы по развитию артикуляционной моторики у детей. Дети должны обладать элементарными знаниями о строении ротовой полости, о возможных движениях органов артикуляции. Знакомство детей со звуками речи происходит в определенной последовательности, повторяющей основные этапы становления детской речи при нормальном речевом развитии. В связи с этим очень важно предварять ознакомление детей со звуками речи выполнением артикуляционных тренировочных упражнений, которые способствуют формированию и закреплению правильных произносительных умений и навыков. Для достижения желаемого результата необходимо выполнять соответствующий комплекс артикуляционной гимнастики в группе и дома.

    Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.

  В этой связи одной из главных задач организация взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения: логопеда, воспитателей, психолога и родителей с целью создания эффективных условий для правильного развития речи детей.

    Артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, неба)

   Цель ее заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад  нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад.

   Артикуляционная гимнастика показана детям для профилактики нарушений звукопроизношения и детям более старшего возраста для коррекции нарушений речи. Проводить гимнастику следует по 3-5 минут несколько раз в день, каждый день, перед зеркалом.

  При проведении артикуляторной гимнастики особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляторных движений, различным параметрам движений. Важно следить за чистотой выполнения движений (без сопутствующих движений), за плавностью движений, темпом, нормальным тонусом мышц (без излишнего напряжения или вялости), за объемом движений, умением удерживать движение, определенное время, за переключаемостью движений, т.е. возможностью перехода от одного движения к другому, за точной координацией движений языка и губ.

   Гимнастика для губ и щек, гимнастика для челюстей является неотъемлемой частью профилактики речевых нарушений.

 Систематическая работа по развитию фонематического слуха, артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания на занятиях по развитию речи создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

Книжка - малышка

Содержание

Дидактическая игра «Курочка с цыплятами» 

Дидактическая игра «Доброе утро»

Дидактическая игра «Телефон»

Дидактическая игра «Оденем Машу на прогулку»

Дидактическая игра «Мишка спрятался»

Дидактическая игра «Бабочки на цветочки»

Дидактическая игра «»Закрой окошко»

Дидактическая игра  «Кораблик»

Дидактическая игра «Веселая полянка»

Дидактическая игра «Летний день»

Дидактическая игра «Курица с цыплятами»

Задачи:

формировать представление о домашних

птицах и их детенышах, частях тела курицы

(голова, туловище, крыло, хвост);

формировать понятие «большой—

маленький», «один—много»;

развивать мелкую моторику рук.

Ход игры: ребенок рассматривает

 иллюстрацию. Педагог показывает ребенку курицу, части ее тела —голова, туловище, крыло, хвост.  Педагог обращает внимание ребенка на яйцо, ребенок открывает яйцо — вылупился цыпленок. Курица —мама, цыпленок—детеныш. Курица — большая, цыпленок —маленький. Педагог сообщает ребенку, что мама курица заботится о цыплятах, прячет их под крыло — малыш  приподнимает крыло, там цыпленок. Курица — одна, цыплят — много. Помоги курице позвать цыплят «Цып-цып-цып...» 

 

Дидактическая игра «Доброе утро»    

Задачи:

формировать у ребенка представление о частях тела и зонах лица;

формировать умение чистить зубы, заплетать волосы;

развивать мелкую моторику рук.

Ход игры: ребенок рассматривает иллюстрацию. Педагог обращает внимание на девочку, совместно с ребенком дают ей имя. Учитель – дефектолог называет зоны лица (глаза, нос, рот), просит малыша показать где нос, рот, глаза.

Педагог предлагает малышу помочь девочке собраться на прогулку.  Рано утром девочка проснулась, умылась, почистила зубы (предлагает малышу помочь девочке почистить зубы зубной щеткой), заплела волосы (малыш совместно с педагогом завязывают бантики девочке) и пошла,  с мамой на улицу.

  

Дидактическая игра «Телефон»

Задачи:

учить действовать по подражанию взрослому;           

развивать мелкие движения пальцев каждой руки;

вызывать желание сотрудничать с взрослым.                                                                   

Ход игры: ребенок рассматривает иллюстрацию. Педагог обращает внимание малыша на телефон, учит поднимать трубку после характерного звонка и говорить «АЛЕ…»,  предлагает позвонить папе, Маше, Мише, собачке –  учит ребенка набирать «номер» на телефоне – малыш поочередно правой и левой рукой,  дотрагиваться пальцем к кнопкам телефона.

  

Дидактическая игра «Оденем Машу на прогулку»

Задачи:

формировать понятие «одежда»;

уточнить представление о назначении мебели;

 формировать понятие «один»  –  «много»;

 развивать мелкую моторику рук; формировать интерес к овладению предметно-игровыми  действиями.

Ход игры: ребенок рассматривает иллюстрацию. Педагог обращает внимание малыша на шкаф, предлагает открыть двери. В шкафу одежда. Взрослый предлагает ребенку надеть платье на куклу. На кукле одно платье, а в шкафу много. Педагог предлагает ребенку переодеть куклу в другое платье. Кукла Маша оделась на прогулку.

    

Дидактическая игра «Мишка спрятался»

Задачи:

познакомить с пространственными отношениями, выраженными с помощью предлогов «на», «под», «за»;

вызвать интерес к пространственному положению предмета; развивать мелкую моторику рук.

Ход игры: ребенок рассматривает иллюстрацию. Педагог предлагает поиграть в прятки с Мишкой.  Малыш  отворачивается, взрослый прячет Мишку за дверь (на стол, под стол, на полку, рядом со столом). Где Мишка?  Ребенок показывает, педагог говорит фразу «За столом», «Под столом», «За дверью», «На полке» и т.д. Малыш тоже может повторять фразу.

   

Дидактическая игра «Бабочки на цветочки»

Задачи:

формировать умение различать и соотносить по величине плоскостное изображение предметов, закреплять слова «большой», «маленький»;

формировать умение выполнять 2-х ступенчатую инструкцию; развивать согласованность движений правой и левой руки.

 Ход игры: ребенок рассматривает иллюстрацию. Педагог показывает большой и маленький цветочек, большую и маленькую бабочку. Далее учитель – дефектолог дает инструкцию «Возьми большую бабочку и посади на большой цветок», «Возьми маленькую бабочку и посади на маленький цветок».  

 

Дидактическая игра «»Закрой окошко»

Задачи:

 формировать умение соотносить плоскостную форму в практическом действии с предметами, пользоваться методом проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.

Ход игры: педагог обращает внимание ребенка на страницу книжки – малышки, предлагает поиграть в прятки с Машей и медведем, побуждает примерить ту или иную форму к отверстию.  Малыш закрывает окошко одной из форм. Выполнение задания закрепляется словом педагога «Ты правильно подобрал форму, закрыл окошко кругом (квадратом, треугольником)».

 

Дидактическая игра  «Кораблик»

Задачи:

 формировать умение следить глазами за движущимся предметом;

развивать мелкую моторику рук.

Ход игры: педагог обращает внимание ребенка на страницу книжки – малышки, предлагает потрогать кораблик, рыбку. Учитель – дефектолог тянет за веревочку,  из-за корабля появляется рыбка. Малыш  удивляется, следит глазками, когда появляется или прячется рыбка.

 

Дидактическая игра «Веселая полянка»

Задачи:

формировать умение различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении;

 обозначать результат словами «такой», «не такой»;

 развивать мелкую моторику рук.

Ход игры: педагог обращает внимание ребенка на страницу книжки – малышки, предлагает посадить цветочки на полянку, чтобы цветочек был такой же, по цвету как полянка. . Выполнение задания закрепляется словом педагога «Ты правильно подобрал цветочек, он такой же, по цвету как полянка».

  

Дидактическая игра «Летний день»

Задачи: формирование представлений о  явлениях природы – светит солнце, идет дождь;

обогащение словарного запаса;

развитие мелкой моторики рук.

Ход игры: педагог показывает  ребенку   страницу книжки – малышки, обращает внимание на солнце – на улице тепло. Взрослый с ребенком тянут за ниточки –  солнце прячется, пошел дождь. Действия повторяются несколько раз.

   

 

 

 

 

 Министерство образования Республики Беларусь              

 

(02248) 71-5-35,  dribinckroir@dribin.edu.by, регистрационное свидетельство