Государственное учреждение образования
"Дрибинский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации"

 

Главная | Одно окно | Об учреждении | Обучающимся | Родителям | Учительская | Сервисы | Ситуационная помощь | Политика в отношении обработки персональных данных | Год качества

 

Меню раздела

 

 

 

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

 

«Музыкотерапия – это лекарство,

которое слушают»

Эмоциональная сфера ребенка не может гармонично сформироваться сама по себе, а нуждается в мудрой и бережной помощи взрослых. Одним из методов, что даст возможность педагогам эффективно корректировать эмоциональное развитие ребенка и учить его эмоциональной саморегуляции, является музыкотерапия.

Музыка идеально подходит для лечения депрессии и других психосоматических заболеваний. Кроме того, она помогает справиться с проблемами у детей. Используя музыкотерапию в режиме дня ребёнка, можно дать ему возможность выплеснуть энергию, причём в игровой форме и без подавления двигательных реакций. Музыка не вызывает побочных эффектов и действует успокаивающе, поэтому данный способ терапии пользуется в последнее время большой популярностью. У детей процессы возбуждения преобладают перед процессами торможения. Зачастую деткам бывает сложно сосредоточиться на каком-либо деле. Именно поэтому музыкотерапия часто используется, как метод работы с детьми. С помощью неё развивают уникальные природные задатки и подавляют двигательные реакции. Музыкотерапия, как метод психологической работы с детьми, помогает: обучать дошкольников выражать свои чувства и понимать их; открывать в детях интерес к себе и окружающим, развивать коммуникативные навыки; обучать вырабатывать способы психологической защиты от стрессовых ситуаций; развивать навыки регуляции процессов напряжения и торможения; уменьшать уровень страхов и тревожного состояния. Для детей с ограниченными возможностями также часто используется музыкотерапия. Данный метод вырабатывает в них уверенность в себе, помогает снять нервное напряжение, избавиться от негативных эмоций. Лечение методом музыкального воздействия окажет неоценимую помощь в том случае, если ребёнку сложно адаптироваться в детском саду или он проявляет агрессию при общении с окружающими. Кроме того, метод поможет и в том случае, если малыш пережил утрату близкого человека или стал жертвой насилия. Часто данный метод применяют и тогда, когда родители не могут найти общий язык со своим чадом.

Автором методики музыкотерапии является Рушель Блаво: его исцеляющая музыка помогла сотням людям в разных странах мира. На данный момент лечение музыкальным воздействием применяется во многих клиниках. Уже доказано, что такой вид терапии помогает избавиться от физических и душевных страданий. Технология безмедикаментозного воздействия на организм побуждает его самоисцеляться. Рушель Блаво создал собственную музыку, которая помогает побороть множество заболеваний. Но, согласно наблюдениям учёного, для каждого типа болезни должна подбираться определённая мелодия, которую, к тому же, необходимо исполнять на подходящем инструменте. Какие болезни помогает исцелить воздействие музыкой? Условно их можно поделить на несколько групп: психосоматические расстройства, в том числе различные аллергические реакции, нарушение иммунитета, кровообращения и сердечной деятельности, болезни ЖКТ, расстройства мышечного тонуса и даже пагубные привычки, нарушения в гормональном фоне, неврозы, синдром хронической усталости. Помимо всего перечисленного, терапия музыкой помогает в период вынашивания малыша. Если будущая мама будет посвящать немного времени прослушиванию исцеляющей музыки, она легко и быстро родит здорового малыша. Музыка – это безопасное профилактическое средство, аналогов которому в мире нет. Она не вызывает побочных эффектов и показана каждому без исключения.

Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают,

 что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека:

- Звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы. Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Причем, медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным.

- Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью.

- Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания.

- Вокальная музыка влияет на весь организм. Например, григорианские песнопения снижают стресс, расслабляют и успокаивают.

Для детей с ограниченными возможностями развития  наиболее важными являются тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей тонкой моторики и артикуляционной моторики. Лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии. В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальной коррекционной ориентацией занятий с детьми. Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушений координации, расторможенности, моторных стереотипов), коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания. С детьми дошкольного возраста музыкальная ритмика осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма как в ускоряющемся, так и в замедляющемся темпе. Соответствующая музыка может быть использована во время выполнения самостоятельной работы, когда исключается речевое общение. Но исключение составляет мелочтение (чтение под музыку) заикающихся детей. Конечно, громкость звучания должна быть строго дозированной. Звук не должен быть громким и в то же время очень тихим. Разработка и проведение занятий по музыкотерапии в дошкольном возрасте требует творческого сотрудничества с врачами, психологами, музыкальными педагогами. Использование музыкотерапии при ограничениях в развитии органического происхождения оказалось весьма оправданным и перспективным за счет мощного воздействия музыки на эмоциональную сферу человека. Также анализ литературных источников доказывает благотворное влияние определенных музыкальных произведений на интеллектуальную деятельность. Так, определены механизмы положительного влияния музыкотерапии на учебную деятельность, повышение мотивации учения, возрастание удовлетворенности. Из многочисленных работ ряда ученых-дефектологов мы узнаем, что музыкотерапия содержит систему разнообразных дифференцированных методов, одни из которых являются традиционными, другие определенным образом модифицированы в соответствии со спецификой речевого нарушения. Музыкотерапия включает: прослушивание музыкальных произведений; пение песен; ритмические движения под музыку; сочетание музыки и изо деятельности. Как показывает педагогический и исследовательский опыт,  музыкотерапевтическое направление работы способствует:

- улучшению общего эмоционального состояния детей;

- улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений);

- коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений; - стимуляции речевой функции;

 - нормализации просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонации).

Наслаждаться красивой музыкой и постепенно излечиваться от надоевших недугов – разве есть способ лечения более приятный и эффективный? Конечно, нет. Поэтому слушайте музыку гораздо больше и чаще: она действительно помогает справиться с невзгодами и плохим настроением и не наносит никакого вреда организму.

 

 

 Министерство образования Республики Беларусь              

 

(02248) 71-5-35,  dribinckroir@dribin.edu.by, регистрационное свидетельство