Повышение статуса ребенка с ОПФР
в условиях интегрированного обучения и воспитания
Только тогда станешь человеком,
когда научишься видеть человека в другом.
А. Н. Радищев
Каждый ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться, но если не научить его это делать, то с первых шагов школьной жизни он встретится с трудностями, неудачами, которые постепенно могут погасить его желание учиться. Это вдвойне справедливо для детей с особенностями психофизического развития (ОПФР).
Проблема образования людей с ОПФР сегодня чрезвычайно актуальна. Количество детей и взрослых, имеющих расстройства физического и психического здоровья, значительно возросло. Причин здесь много: техногенная чернобыльская катастрофа, процессы урбанизации, неблагоприятная экология, отягощенная наследственность, алкоголизм и наркомания...
Современная система специального образования трансформируется в открытую образовательную систему и базируется на признании того, что нет социально неперспективных детей, все дети обучаемы и им гарантируется педагогическая помощь и поддержка, а также на признании ценности совместной деятельности и общения учащихся с особенностями психофизического развития и их здоровых сверстников. Идея толерантности по отношению к иным людям сменяется уважением к ним, на место главенства идеи человеческой полезности приходит культура человеческого достоинства.
В связи с интеграцией детей с ОПФР в школу общего типа представляется необходимым использование комплексного, системного подхода к изучению личности ребенка, выявление его потенциальных возможностей, создание психолого-педагогических условий для успешной социализации.
В настоящее время в Республике Беларусь существует необходимая нормативно-правовая база, обеспечивающая обучение детей с особенностями психофизического развития. Количество специальных классов, классов интегрированного обучения в общеобразовательных школах растет год от года, что свидетельствует о принятии этой формы обучения родителями и педагогическими коллективами школ.
Имидж школьников с ОПФР в общественном сознании, как правило, негативный. Он формирует установку на изоляцию их от сверстников и общества в целом. Поэтому перед педагогами стоит задача устранить этот негатив.
Чтобы оказать действенную помощь такому ученику, учителю следует преодолеть ряд сложившихся стереотипов. Обычно расположение к ученику зависит от его прилежания и учебных успехов. В классе же интегрированного обучения необходимо понимание тех проявлений, которые возможны у детей с особенностями развития. Ученики могут быть напряженными, скованными либо, наоборот, развязными. Может наблюдаться тревожность перед учебной ситуацией или безразличие, апатия, инертность, пассивность. Поэтому первостепенная задача учителя в классе интегрированного обучения — вызвать и закрепить оптимистическое, эмоционально-позитивное отношение детей к школе и учению. Недопустимо усугубление негативных реакций школьников. Общими усилиями педагога, родителей и дефектолога создается благоприятная для детей среда, которая позволяет каждому двигаться в зоне максимальных возможностей, не испытывая дискомфорта от пребывания среди успевающих сверстников.
В любой ситуации учителю необходимо оставаться спокойным и доброжелательным, ровным и дружелюбным по отношению к детям. С особым терпением и тактом он должен относится к детям с ОФПР, понимая, что у них могут наблюдаться большая подвижность или, наоборот, скованность, упрямство, неадекватные страхи и опасения, неуверенность в себе и конфликтность, неспособность сосредоточиться на учебном задании или неумение отвлечься и переключиться. Могут наблюдаться и вредные привычки: ребенок сосет губы, грызет ногти, гримасничает, подергивается и др.
В кодексе психолога записано: "Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам". Помня об этом, учитель с первых дней занятий щедро дарит свою улыбку всему классу и каждому ученику в отдельности.
В учебном процессе широко используются невербальные формы общения, которые позволяют ребенку получать эмоциональную поддержку. К ним относятся:
ласковая, ободряющая интонация;
небольшое (меньше метра) расстояние между учителем и учеником;
• перцептивные контакты (поглаживание, пожатие руки, визуальный контакт на уровне глаз). Основная цель общения — создание условий для позитивного развития ребенка. Учитель избегает прямых оценок, навешивания ярлыков, не спешит ставить диагноз. Главное — включить школьника в учебное взаимодействие, помочь ему преодолеть боязнь и негативное отношение к учению. Учитель принимает ученика таким, какой он есть, независимо от учебных успехов, не предъявляя строгих требований и не высказывая отрицательных оценочных суждений. Наоборот, подбадривает ребенка, говорит, что все будет хорошо, что ученик справится с заданием, правильно ответит.
В своей работе для создания ситуации успеха в учебной деятельности я использую эффективный словесный прием — 30 вариантов того, как сказать ребенку "молодец" (из книги А. Р. Маллера "Ребенок с ограниченными возможностями"):
Прекрасно!
Мне нравится, как ты это сделал.
Это у тебя получилось лучше всего.
Здорово придумал!
Я просто обожаю это.
Умница!
Ты сделал это!
Молодец, у тебя все получилось! Об этом обязательно надо сказать родителям!
Все лучше и лучше!
Удивительно!
Ура!
Здорово, молодец!
Так чудно, пальчики оближешь!
Хорошо, а как тебе это?
Очень неплохо!
Ты делаешь все аккуратно.
Это просто замечательно!
Ах, превосходно!
Похлопаем нашему...
Именно так.
Восхитительно!
Правильно.
Это выглядит здорово! Это что-то особенное! Ух, вы только посмотрите! Я так рада! Отлично!
Мне нравится, потому что...
Ну, просто изумительно!
В классе интегрированного обучения учителю нельзя сравнивать результаты работы ученика с ОПФР с достижениями других учащихся. Как сказал Л. С. Выготский, "каждый ребенок уникален, неповторим, имеет присущую только ему зону ближайшего развития и соответственно имеет индивидуальные достижения". Текущая работа учащихся с ОПФР сравниваете, только с предыдущей. Дети с особенностями развития очень чувствительны к мимике, жестам, темпу речи учителя. Это требует от учителя внимания и терпения.
В процессе совместного обучения актуальны положительные взаимоотношения не только между учителем и учеником, но и между всеми учениками при их взаимодействии как на уроке, так и во внеурочное время. Детям с нарушениями присущи импульсивность, конфликтность, обидчивость и раздражительность. Дополнительный возбуждающий фактор — сравнительно большая наполняемость класса (20 человек). Это требует от учителя специальных усилий по снижению общего возбуждения и формированию эмоциональной культуры детей. Хочется напомнить, что проще предотвратить возникновение конфликтных ситуаций, прохладных отношений, проявление безразличия и высокомерия, чем потом их исправлять.
На уроке совместного обучения, чтобы сохранять работоспособность и спокойствие при различном темпе работы, полезно проводить специальные игры и упражнения, позволяющие переключить внимание, снять напряжение у детей. В играх предусматривается чередование переходов от напряжения и активности к расслаблению и покою. Необходимо использовать разнообразные приемы для налаживания учебного взаимодействия, организации сотрудничества между учениками на уроках и в свободное время.
Таким образом, в организации взаимодействия в системе "учитель — ученик" при работе с детьми с ОПФР важными моментами являются:
- создание условий для формирования содержательной учебной мотивации;
- целенаправленность и системность педагогической работы;
- ее направленность на результативную подготовку каждого ученика;
- обеспечение на всех этапах урока благожелательной атмосферы, особенно в ходе опроса, анализа результатов деятельности школьников;
- дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся;
- обеспечение максимальной наглядности педагогического процесса;
- стимулирование деятельности детей одобрением, похвалой;
- широкое использование игровых методов и приемов обучения;
- фиксирование внимания на позитивных продвижениях слабоуспевающих, избегание негативной оценки деятельности учащихся;
- создание для детей ситуаций успеха;
- оказание учащимся необходимой помощи разного вида: стимулирующей, направляющей, обучающей;
- обеспечение согласованности действий педагогического коллектива и родителей, информирование о работе друг друга и ее результатах.
Если учителю удастся окружить детей с ОПФР вниманием, заботой и лаской, то успех их обучения обеспечен. А когда работаешь с любовью, то раскрывается творческий потенциал педагога и рождаются поэтические строки. Вот что написала воспитатель группы продленного дня Л. А. Иванова:
Любите всех детей, пришедших к вам учиться!
Особенно тех, кто судьбой обделен.
Им в жизни многого не суждено добиться,
Но каждый чистою душою награжден!
И мы должны над каждым наклониться,
Чтоб научить читать их и писать,
Чтоб заглянуть в зовущие нас лица
И ободряющее слово им сказать.
Не бойтесь израсходовать до срока
Любви и знаний в вас хранящийся запас,
Чем больше сил вы отдаете детям,
Тем больше остается их у вас!
Памятка для педагогов, работающих с детьми с
особенностями психофизического развития
Список рекомендаций и стратегий, указанный ниже, составлен специально для педагогов, работающих с детьми с ОПФР с целью поддержать их стремление в обучении детей и подростков с ограниченными возможностями.
Общие рекомендации.
1. Всем педагогам необходимо еще раз пересмотреть свое понимание “справедливости“. Относиться ко всем учащимся одинаково вовсе не означает быть справедливым. Быть справедливым – это предоставлять каждому учащемуся все то, что ему требуется, удовлетворять всем его потребностям. Надо помнить, что у некоторых учеников может наблюдаться неврологическое состояние, которое они не всегда могут контролировать. Такие ребята, конечно же, отличаются от остальных, они другие, но быть другим еще не означает быть дефектным или ущербным. В школах обучаются дети с разной степенью отклонения. Отклонение может быть заметно сразу или, наоборот, быть едва заметным, такое отклонение могут обнаружить только в средней школе или институте, а могут и вообще не обнаружить в течение всей жизни.
2. Чем раньше у ребенка обнаружат какое-либо отклонение, тем больше шансов его вылечить. В процессе обучения учеников старшего возраста вам придется научиться справляться с разными ситуациями, возможно даже суметь защитить себя.
3.Очень важно помнить, что детям с ограниченными возможностями может понадобиться много времени, чтобы запомнить какую-либо новую информацию, и они могут быстро устать. При объяснении нового материала старайтесь говорить медленнее, чтобы учащиеся успевали следить за вашим рассказом.
4. Убедитесь в том, что все ученики чувствуют себя комфортно и защищено в классе в вашем присутствии. Помните о том, что в жизни ваших учеников каждый день происходят какие-то события: как хорошие, так и плохие. Из-за несовместимости настроений учащихся может возникнуть проблема, в результате которой дети с ограниченными способностями будут чувствовать себя ущемленными и обиженными.
5. Познакомьтесь с родителями ребенка. Заинтересовывайте и подключайте их к процессу. Действуйте сообща. Вам нужна взаимопомощь. Вы должны встречаться с родителями один раз в день / неделю / месяц, в зависимости от необходимости. Вы можете делать это на собраниях, можете созваниваться по телефону или писать друг другу по электронной почте.
6.Продолжайте заниматься самообразованием, не останавливайтесь на достигнутом. Зарекомендуйте себя как специалиста. Не бойтесь признать, что вы чего-то не знаете.
Тактика поведения с учениками (стратегии).
1.Введите учеников в курс дела: покажите им расписание занятий, расскажите о своих требованиях к ним.
2.Помните, что детям с ограниченными возможностями очень важен четкий распорядок дня. Поэтому для них необходимо составление графика. Не забывайте предупреждать учеников о всех изменениях заранее, особенно если это касается их расписания.
3. У детей с ОПФР очень часто могут возникать следующие организационные проблемы:
а) неряшливое отношение, как к своему внешнему виду, так и к школьным принадлежностям;
б) частая забывчивость каких-либо предметов дома.
Для решения этих проблем учитель должен обратиться за помощью к родителям ребенка.
4. Необходимо научить учеников правильно задавать вопросы. Обращаясь к вам за помощью, все ученики должны чувствовать себя абсолютно свободно.
5. Не давайте материал в полном объеме, разделите его на части. Приводите как можно больше примеров.
6. Используйте наглядные пособия: видео фильмы, слайды, компьютерную графику, диаграммы, таблицы, картинки. Пишите на доске, выделяя и подчеркивая все необходимое.
7. Не забывайте правило: ”Повторение – мать учения”. Постоянно возвращайтесь к пройденным темам.
8. Дайте ученику только то количество материала, которое он может усвоить, а не общепринятое.
9. Не забывайте, что многие не могут одновременно слушать и записывать. Конспектировать услышанное для многих детей очень сложно.
10. Оценки ставьте снисходительно. Оценивайте выполненную работу за содержание, а не за внешний вид.
11. Разрешайте ученикам пользоваться на уроке различными словарями, учебниками, компьютерами.
12. Никогда не критикуйте ребят с ограниченными способностями перед другими детьми. Помните, что, только поощряя их, они будут добиваться лучших результатов.
13. Заканчивайте урок со звонком, перемена существует для отдыха.
14. Хвалите учеников за их хорошее поведение.
15. Самое главное – не упустить случая похвалить ученика и повысить в нем чувство собственного достоинства.
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ, КОТОРЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ДЛЯ КАЖДОГО ПЕДАГОГА, РАБОТАЮЩЕГО С ДЕТЬМИ С ОПФР:
- В совершенстве знай спецпсихологию;
- Создавай в классе, в школе благоприятный психологический климат;
- Воздействуй на ребёнка в соответствии с принципами лечебной педагогики;
- Не раздражайся, будь терпелив и настойчив;
- Помни: максимум поощрения, минимум наказания;
- Требуя, учитывай реальные возможности ребёнка;
- Каждому ребёнку – индивидуальный подход, индивидуально дозируй темпы и объём работы;
- Учитывай «зону ближайшего развития», постепенно увеличивай и усложняй нагрузку;
- Учи ребёнка посильным приёмам регуляции поведения;
- Утверждай позицию ребёнка в коллективе, веру в свои силы;
- Строго следуй режиму дня, недели, предупреждай переутомление;
- Соблюдай все гигиенические требования к уроку, организации жизни детей в школе;
- Работай в тесном контакте с врачом, медсестрой.
Начиная работу в классе, где обучаются дети с ОПФР, прежде всего, необходимо:
- Выделить этих учащихся для себя, т.к. в обычную схему урока они не укладываются;
- Познакомиться с ними поближе (интересы детей, умение ладить с товарищами и взрослыми, психологические особенности детей)
- Установить с ними тесный контакт: дети вам должны доверять, уважать и любить
РАБОТА НА УРОКЕ
- задания для детей с ОПФР должны носить конкретный практический характер;
- задания должны быть индивидуальными по объёму и сложности;
- новый материал нужно давать порциями;
- обучение должно быть растянуто во времени, содержать многократное повторение и с постоянной опорой на наглядность;
- в процессе обучения целесообразно опираться на все виды анализаторов (слух, зрение, осязание…)
- наиболее сложная информация должна даваться ученику с ОПФР в период его наибольшей работоспособности на уроке
Психолого-педагогические рекомендации по организации оценочных ситуаций в учебном процессе
При оценивании ученика с особенностями психофизического развития:
· Учитывать темп и объём оцениваемого материала, реальные личностные и физиологические особенности ребёнка;
· Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний;
· Использовать оценку как информацию об эффективности работы ребёнка, а не как средство давления или контроля;
· Избегать травмирующих ситуаций при выставлении оценок, осторожно использовать отметки «два» и «один»;
· Чаще использовать развёрнутую оценку работы ученика, обосновывая выставленное за ответ количество баллов;
· Создавать в классе благоприятный психологический климат, утверждая позицию ребёнка с особенностями психофизического развития в классе, коллективе, веру в собственные силы.
· Помнить, что оценка — это обратная связь, необходимая ученику как информация об эффективности его работы, а не как средство давления или контроля.
· Иметь «установку на добро» — замечать в каждом ученике положительную динамику развития или ожидать этой динамики в усвоении учебного материала.
· Развивать у детей самоконтроль, умение оценивать свою работу, а также работу других учеников.
· Проявлять нейтральные реакции или положительные эмоции на уроке (исключить сарказм и унижение оценкой).
· Оценка ученикам с ОПФР выставляется по психолого-педагогическим параметрам работы ученика, т.е. За внимательность в течение всего занятия, за активность, за желание работать, за количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных ошибок
· Значительно важнее нормативной оценки создание для ученика с ОПФР благоприятного психологического климата на уроке, т.к. Цель интегрированного обучения – социализация детей с ОПФР, включение их в учебный процесс на доступном для них уровне, в трудовую деятельность, во внеклассные и внешкольные мероприятия
· Сравнивать успехи ребёнка с ОПФР можно только с его собственными достижениями с учётом программы, по которой он занимается
· Поощряйте детей за каждое выполненное ими задание, подбадривайте при неудаче
ЧТОБЫ ПОДДЕРЖАТЬ УЧЕНИКА, НЕОБХОДИМО:
- Опираться на сильные стороны ученика.
- Избегать подчёркивания его промахов.
- Показывать, что вы удовлетворены учеником.
- Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ученику.
- Уметь помочь ученику разбить большие задания на более мелкие, с которыми он может справиться.
- Знать обо всех попытках ученика справиться с заданием
- Уметь взаимодействовать с учеником
- Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
- Принимать индивидуальность ученика.
- Проявлять веру в ученика, эмпатию к нему.
- Демонстрировать оптимизм.
ПУСТЬ ЭТА ИНФОРМАЦИЯ БУДЕТ ВСЕГДА У ВАС В ГОЛОВЕ:
Ребёнка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.
Ребёнка высмеивают – он становится замкнутым
Ребёнок растёт в упрёках – он учится жить с чувством вины
Ребёнок живёт во вражде – он учится быть агрессивным
НО:
Ребёнка хвалят – он учится быть благородным
Ребёнка поддерживают – он учится ценить себя
Ребёнок растёт в терпимости – он учится понимать других
Ребёнок живёт в честности – он учится быть справедливым
Ребёнок растёт в безопасности – он учится верить в людей
Ребёнок живёт в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире
ПРИЁМЫ НЕНАСИЛЬСТВЕННОЙ ЭТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОПФР:
- Не убеждать, а понимать;
- Не контролировать, а стимулировать;
- Не навязывать, а высказывать;
- Не приказывать, а советовать;
- Не подменять, а доверять;
- Не уничтожать, а ровнять;
- Не руководить, а участвовать;
- Не навязывать, а выбирать;
- Не окриком, а юмором;
- Не обвинять, а защищать.