«РОДИТЕЛЬСКАЯ ПОДДЕРЖКА»
Цель: Определение круга общих проблем, возникающих в семьях, выработка умений позитивного общения с ребенком, умения поддержать его в трудную минуту.
Оборудование: текст притчи «Притча о винограде», тест «Какой вы родитель?», лист бумаги, карандаш.
Ход заседания:
1.Приветствие.
Добрый день, уважаемые родители! Сегодня наше заседание посвящено теме «Родительская помощь, поддержка!».
2.Разминка «Имя + прилагательное».
Начнем с небольшой разминки. Она заставит вас улыбнуться, а заодно вспомнить, как кого зовут. Попрошу каждого придумать для себя прилагательное, которое начинается с той же буквы, что и ваше имя, например, Анна – активная.
3.Введение в тему занятия.
Умение поддержать – одно из важнейших умений родителя, которым каждый должен владеть.
Мы все выросли в семье и знаем, что это первичная и важнейшая среда жизнедеятельности ребенка. Семья имеет наибольшее значение в формировании и становлении личности ребенка. Семейное окружение, те отношения, которые складываются между членами семьи, оказывают огромное воздействие на дальнейшую жизнь маленького человека, формируют его представление о мире, людях, о добре и зле. Ребенок впитывает в себя все то, что видит в своей семье. Каждый из нас, конечно же, хочет видеть своего ребенка счастливым, удачливым, благополучным.
Вы знаете, сколько раз в день родители недовольны или отчитывают своих детей? Согласно данным, не менее 50 раз в день. Тому есть много причин, но одна – касается детей, которые не всегда все понимают с первого раза, которые требуют к себе особого внимания. Вы думаете, наши дети не понимают отношение к ним, не понимают наших эмоций? Наши дети больше других нуждаются в терпении и любви. И потом, если мы бесконечно будем упрекать ребенка в том, что он неумека, нерасторопный, что у него ничего не получается, ребенок будет замыкаться в себе и со временем потеряет к вам доверие. Постоянная критика подрывает веру детей в свои силы. У них развивается чувство стыда, их самооценка падает. Зачастую они начинают верить, в то, что они плохие и родители их не любят. Многим так и не удается избавиться от этих обид даже во взрослом возрасте. Они могут чувствовать себя никчемными, неудачниками.
4.Упражнение «Успешный родитель – это…»
Никто из нас не рождается с навыками успешной родительской деятельности, однако многие хотят быть самыми лучшими родителями. Каким должен быть хороший, успешный во всех смыслах этого слова родитель? Давайте мы с вами по очереди назовем слова, которые подходят к слову УСПЕШНЫЙ РОДИТЕЛЬ! Какой он, каким должен быть? (Ответственным, целенаправленным, увлеченным, заинтересованным в развитии своего ребенка, заботливым, любящим, понимающим, ласковым).
5.Притча о винограде
Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.
Мудрец, моему ребенку уже исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?
Мудрец взял женщину за руку и подвел к виноградной лозе:
— Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь ежедневно заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет, и ты не получишь сладких вкусных ягод... Лишь при разумном сочетании того и другого удастся вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!
Обсуждение: Уважаемые родители! Какой можно сделать вывод из этой притчи???? (Ответы родителей)
Вывод: Необходимо воспитывать детей и в ласке, и в строгости!
Чтобы понять и прочувствовать то, что испытывают наши дети, когда мы ограничиваем их в чем-то необоснованно, сами того не замечая, когда предъявляем им требования-запреты, когда не уделяем им должного внимания, когда отвечаем на вопросы наших детей не задумываясь о последствиях, например: «Подрастешь-узнаешь» - неверно, ведь детям надо знать сейчас; «Мне некогда, давай, я тебе потом расскажу», а потом родители, как правило, забывают, да и у детей уже спустя какое-то время нет познавательного интереса; «Не мешай, видишь, я работаю» - не уделяем должного внимания; «Нет, ты делаешь не правильно» - не верно, потому что дети не принимают все, что говорится с частичкой нет и не, надо переформулировать или объяснить как надо сделать верно, ведь у детей очень маленький жизненный опыт и он не знает, как лучше поступить в конкретной ситуации, и т.д.
И так! Начнем! Большинство родителей уверены в том, что воспитывать детей можно без специальных знаний, что навыки воспитания приходят сами собой. Сразу скажу - нет! Ведь, когда появляются первые капризы и истерики у ребенка, без разницы в каком возрасте, родитель сразу начинает воспитывать ребенка, не зная или не подразумевая того, что всему вина и причина детско-родительские отношения.
Например, родители собирают трехлетнего ребенка на улицу! Папа говорит – одевай куртку полегче, на улице уже почти весна, мама, в присутствии ребенка, говорит наоборот, нет, никакой легкой куртки, на улице еще холодно! Одевай теплую куртку! Задумайтесь, как в следующий раз будет вести себя ребенок, даже если родители между собой не могут выработать четкую систему требований к ребенку. Конечно будет истерика – а я не одену!!! или не пойду гулять, ведь три года – это кризис «Я сам!!!»
6.Выступление педагога-психолога «Установление эмоционального контакта с детьми с ОПФР в системе «Ребенок - родитель».
7.Тест «Какой вы родитель»
Каждый из нас получит определенный результат. Кого-то это, возможно, заставит задуматься, а кто-то останется доволен. И все-таки помните, что мы всегда должны совершенствоваться, стремиться к лучшему.
Тест "Какой вы родитель"
Какие из выражений вы чаще употребляете при общении с детьми:
- Сколько раз тебе повторять! (2 балла)
- Посоветуй мне, пожалуйста! (0 баллов)
- Не знаю, что бы я без тебя делал (а)! (1 балл)
- И в кого ты только уродился! (2 балла)
- Какие у тебя замечательные друзья! (1 балл)
- Ну на кого ты похож(а)! (2 балла)
- Я в твое время! (2 балла)
- Ты моя опора и помощник! (1 балл)
- Ну что за друзья у тебя! (2 балла)
- О чем ты только думаешь! (2 балла)
- Какая ты у меня умница! (1 балл)
- А ты как считаешь, сынок (доченька)? (2 балла)
- У всех дети как дети, а ты! (2 балла)
- Какой ты у меня сообразительный! (1 балл)
Теперь подсчитайте общее количество баллов и сверьте с ключом:
7-8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
11-12 баллов. Вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.
13-… баллов. Вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушайтесь к его словам!
8.Упражнение «Портрет моего ребенка в лучах солнца»
Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите имя своего ребенка или нарисуйте его портрет. Затем вдоль лучей напишите все его достоинства, все, что вы в нем цените, а также те черты, которые вам не совсем по душе. Внимательно посмотрите на этот портрет.
Это – ваше солнышко, со всеми его лучиками, это часть вас самих, то, ради чего вы живете.
Помните, что ребенку нужна ваша безусловная любовь. Любите своих детей не за что-то, а просто потому, что это ваша плоть и кровь. Принимайте их такими, какие они есть, со всем, что вам в них нравится и не нравится. Давайте принимать детей такими, какие они есть, поддерживать их в любой ситуации.
9.Рефлексия.
-Что вы приобрели нового?
-Что хотелось бы себе пожелать?
-Что больше всего понравилось?
Спасибо за участие!
Любви, здоровья, счастья, взаимопонимания в ваших семьях! Любите и берегите своих родных и близких!