Государственное учреждение образования
"Дрибинский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации"

 

Главная | Одно окно | Об учреждении | Обучающимся | Родителям | Учительская | Сервисы | Ситуационная помощь | Политика в отношении обработки персональных данных | Год качества

 

Меню раздела

 

 

 

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

 

Рекомендации для написания характеристики

Требования, предъявляемые к характеристике школьника, направленного на обследование ПМПК в ЦКРОиР

 Общие сведения

1. Ф.И.О. ребёнка, дата рождения.

2. Домашний адрес, № телефона.

3. Форма опеки (биологическая семья, приёмная семья, опекунская семья).

4. Семья (полная, неполная, многодетная, малообеспеченная).

5. Ф.И.О. матери, год рождения, где и кем работает.

6. Ф.И.О. отца, год рождения, где и кем работает.

7. Какая помощь была оказана ранее (ПКПП, интегрированный или спец. Класс, обучение на дому и т.п.).

 Личностные особенности и особенности познавательной деятельности

1. Контактность.

2. Эмоциональное состояние.

3. Особенности поведения.

4. Характеристика произвольности (самоконтроль, волевые усилия), характерологические особенности.

5. Внимание (произвольность, устойчивость, объём, распределение, переключаемость), память (объём, темп запоминания и воспроизведения, осмысленность и способность использовать приёмы логического запоминания), мышление (операционная сторона – анализ, синтез, обобщение, перенос, сравнение, упорядочивание; операциональные компоненты мыслительной деятельности, логические построения, суждения, умозаключения, установление причинно-следственной зависимости), преобладающая форма мышлениявосприятие (целостность, точность, сформированность сенсорных эталонов).

6. Ведущая рука.

 Речевое развитие

1. Предречевой и речевой анамнез (когда появились первые слова, фраза; прерывалось ли речевое развитие, причина).

2. Импрессивная речь.

3. Словарь (количественная и качественная характеристика).

4. Слоговая структура слова (искажает, не искажает).

5. Звукопроизношение (нарушено, не нарушено).

6. Грамматический строй речи (ошибки).

7. Связная речь.

8. Состояние фонематических функций (фонематический слух, фонематический анализ и синтез).

9. Языковой анализ и синтез (анализ состава предложения и синтез слов в предложении, слоговой анализ и синтез)

10. Общая осведомлённость.

 Сформированность школьных навыков

1. Знания, умения, навыки по математике.

2. Сформированность навыков чтения.

3. Сформированность навыков письма (наличие и характер ошибок).

 

 Требования, предъявляемые к характеристике дошкольника, направленного на обследование ПМПК в ЦКРОиР

 Общие сведения

1. Ф.И.О. ребёнка, дата рождения.

2. Домашний адрес, № телефона.

3. Форма опеки (биологическая семья, приёмная семья, опекунская семья).

4. Семья (полная, неполная, многодетная, малообеспеченная).

5. Ф.И.О. матери, год рождения, где и кем работает.

6. Ф.И.О. отца, год рождения, где и кем работает.

7. Какая помощь была оказана ранее.

8. С какого возраста посещает дошкольное учреждение, как проходила адаптация.

 Личностные особенности и особенности познавательной деятельности

1. Контактность.

2. Эмоциональное состояние.

3. Особенности поведения.

4. Характеристика произвольности (самоконтроль, волевые усилия), характерологические особенности.

5Внимание (произвольность, устойчивость, объём, распределение, переключаемость),

память (объём, темп запоминания и воспроизведения, осмысленность и способность использовать приёмы логического запоминания),

 мышление (операционная сторона – анализ, синтез, обобщение, перенос, сравнение, упорядочивание; операциональные компоненты мыслительной деятельности, логические построения, суждения, умозаключения, установление причинно-следственной зависимости),

преобладающая форма мышления, восприятие(целостность, точность, сформированность сенсорных эталонов).

6. Ведущая рука.

 Речевое развитие

1. Предречевой и речевой анамнез (когда появились первые слова, фраза; прерывалось ли речевое развитие, причина).

2. Импрессивная речь.

3. Словарь (количественная и качественная характеристика).

4. Слоговая структура слова (искажает, не искажает).

5. Звукопроизношение (нарушено, не нарушено).

6. Грамматический строй речи (ошибки).

7. Связная речь.

8. Состояние фонематических функций (фонематический слух, анализ и синтез).

9. Игровая деятельность.

10. Общая осведомлённость.

11. ИЗО деятельность.

РЕКОМЕНДАЦИИ  ВОСПИТАТЕЛЯМ ПРИ ЗАПОЛНЕНИИ  ХАРАКТЕРИСТИКИ НА  РЕБЕНКА  на  ПМПК

  В данном документе указывается, с какого времени ребенок посещает дошкольное учреждение, откуда поступил (из семьи, из другого дошкольного учреждения), как проходил период адаптации.

Педагогическая характеристика раскрывает особенности усвоения учебных умений и навыков в процессе изучения программы детского сада. При этом воспитатель отмечает:

насколько ребенок проявляет интерес к занятию;

какие виды работ вызывают наибольшие трудности;

насколько ребенок усидчив во время занятий;

как быстро ребенок переключается с одного вида деятельности на другой;

насколько ребенок критичен в оценке своих результатов при выполнении заданий;

как принимает помощь взрослых в случае возникновения затруднений;

какова степень самостоятельной активности при решении учебных задач;

состояние знаний ребенка по разделам программы (знания об окружающем, математические навыки, рисование, трудовое обучение, какие затруднения испытывает в обучении).

Особо оценивается игровая деятельность ребенка. Учитывая, что к старшему дошкольному возрасту у детей формируются такие сложные виды игры, как сюжетно-ролевая, игра-драматизация и т. д., важно оценить:

может ли ребенок организовать подобные игры;

какую роль при этом отводит себе;

может ли регулировать игровые отношения вербально (т.е. с помощью речи);

в какой степени необходима помощь со стороны взрослых;

каким играм уделяет больше внимания (подвижным, настольным, дидактическим и пр.);

использует ли предметы-заместители;

предпочитает играть один или с товарищами;

играет молча или оречевляет выполняемые действия;

каким образом решает конфликтные ситуации в игре: плачет, жалуется взрослому, прибегает к силовым методам и пр.

Характеризуя выполнение режимных моментов, воспитатель отмечает активность ребенка на прогулке, степень сформированности навыков самообслуживания (умение самостоятельно одеться, раздеться, застегнуть пуговицы и т. д.) и желание содержать свою одежду в чистоте и порядке, особенности ребенка в процессе приема пищи (не поперхивается ли во время еды, тщательно ли ее прожевывает, не наблюдаются ли трудности при пользовании столовыми приборами и пр.). Воспитатель анализирует, насколько спокойно ребенок засыпает, не тревожен ли его сон.

Такая подробная характеристика позволяет спрогнозировать оптимальную адаптацию ребенка к новым условиям и безболезненное вхождение в новый коллектив.

 

Подсказки для дефектолога (воспитателя)

Особенности развития личности и эмоциональной сферы.

Контактность

- легко устанавливает контакт с окружающими, проявляет заинтересованность в ходе общения

- легко вступает в разговор, но он носит не содержательный характер

- навязывает свое общение

- крайне редко, принудительно общается

- отказывается вступать в контакт, проявляет негативизм

- общается только со знакомыми взрослыми

 Эмоции

- преобладающий фон настроения у ребенка:

            * уравновешенный

            * тревожный

            * сниженный фон: подавленность, угрюмость

            * эйфоричный

            * повышенная возбудимость, раздражительность, агрессивность

- внешне эмоции выражены и разнообразны

- эмоциональная бедность

- острые аффективные реакции (крик, слёзы)

 Поведение

- поведение организованное

- наблюдаются навязчивые движения (подёргивание плечами, стереотипные гримасы, покусывание губ или ногтей, перекладывание предметов, раскачивание)

- агрессивное поведение

- демонстративное поведение, привлечение к себе внимания (кривляние, выкрикивание,  конфликтность во взаимоотношениях со сверстниками)

- высокая двигательная активность

- пассивность, робость, замкнутость                                            

 Общая моторика.

неловкость

- трудности удержания равновесия

- хорошее физическое состояние и координация движений

 Мелкая моторика.

-  (не) аккуратно вырезает,  (не) завязывает узлы

- штрихует (не) выходя за пределы контура, (не) аккуратно обводит по точкам

- выполняет действия, но плохо скоординировано

- движения неловкие, плохо координированные

- (не) правильно удерживает ручку (карандаш) в руке

- (не) контролирует нажим карандаша

Самооценка.

завышенная

- заниженная

- адекватное понимание своих успехов и неудач

Особенности развития познавательной деятельности.

Внимание

- может длительно заниматься каким либо одним делом (играть в развивающие игры, рисовать, выполнять задания на занятии)

- может сконцентрировать свое внимание на задании (на игре) лишь на не продолжительный срок, быстро переключается и начинает заниматься чем-либо другим, или начинает отвлекаться на посторонние раздражители

Восприятие

- (не) знает,  (не) различает, (не) называет основные цвета и формы

- путает цвет, форму, величину

Память

- запоминает без затруднений стихи

-  (не) может пересказать рассказ в соответствии с возрастом

- трудность в заучивании стихов

- (не) может пересказать рассказ по наводящим вопросам

 Работоспособность.

может работать в течение длительного времени

- работоспособность низкая, быстрая утомляемость

Артикуляционный аппарат:

Без видимой патологии.

Подвижность губ: достаточная, ограниченная, насильственная.

Переключаемость: достаточная, недостаточная.

Язык: обычный, массивный, маленький.

Подвижность языка: достаточная, недостаточная, беспокойство языка при попытке удержать его в заданной позе, пассивность кончика языка, ограниченные движения, фиблярные подёргивания.

Прикус: открытый (передние зубы не смыкаются), прогнатия (верхняя челюсть вперёд), прогения (нижняя челюсть вперёд).

Зубы: редкие, кривые, неполный ряд.

Уздечка: короткая, укороченная, нормальная.

Саливация, гиперсаливация.

Голос: нормальный, громкий, тихий, с носовым оттенком, иссякающий в процессе речи.

Темп речи: нормальный, ускоренный, замедленный, без особенностей.

Ритм речи: нормальный, запинки, без особенностей.

Интонирование: способность употребления основных видов интонации.

Модуляция голоса: наличие или отсутствие монотонности.

Внятность речи: отчётливая, смазанная, невнятная.

Дыхание: верхнеключичное; в норме у детей с 2-х лет – диафрагмально-грудное, с 8-10 лет у мальчиков – брюшное, у девочек – грудное.

 Звукопроизношение

Не нарушено.

Нарушено полиморфно.

Пользуется отдельными гласными.

Утрированное произношение всех (отдельных) звуков.

Смазанное.

Невозможность произнесения многих групп звуков.

Ротацизм, ламбдацизм, шипящий (свистящий) сигматизм, каппацизм, йотацизм, гаммацизм, хитизм – дефектное произношение; при замене звуков добавляется приставка  пара- (параротацизм).

Слоговая структура слова

Нарушена, не нарушена, грубо нарушена.

Искажает, не искажает.

Искажает в словах сложной слоговой структуры.

Искажает в словах со стечением согласных.

Контур слова (не) удерживает.

Добавление лишних звуков, слогов.

Пропуск слогов, звуков.

Перестановки звуков, слогов.

Меняет структуру одного и того же слова с увеличением количества повторений.

Ограниченная способность воспроизведения слоговой структуры слова (звукокомплексы, повторяющиеся слоги).

Воспроизводит контур 2-сложных, 3-сложных слов.

Единичные искажения слоговой структуры слов.

Фонематический слух

(Не) нарушен, грубо нарушен.

Не дифференцирует шипящие-свистящие (звонкие-глухие).

Путает сходные по звучанию звуки (слова).

Не сформирован.

Фонематический анализ и синтез

Не сформирован, формируется.

Может выделить первый (последний) звук в слове.

Может составить слово из 3-х названных звуков.

Определяет количество и порядок звуков в слове.

Анализ (синтез) недоступен.

Подбирает слова на заданный звук.

Выделяет заданный звук в звуковом потоке.

Определяет место звука в слове.

Образует слово из заданных звуков.

(Не) имеются затруднения в определении количества и последовательности звуков.

 Языковой анализ и синтез

(не) осуществляет анализ (синтез) слов в предложении.

Осуществляет на низком уровне.

Осуществляет с помощью.

Импрессивная речь

Без особенностей.

Хорошо понимает инструкции бытового характера.

Простые инструкции выполняет, ориентируясь на наглядный образец поведения или действия взрослого, а не на объяснение задания.

Выполняет и понимает сложные речевые инструкции.

Инструкцию не понимает и не выполняет.

Словарь

Соответствует возрасту.

В пределах возрастной нормы.

Беден, преобладает предметный.

Преобладают существительные и глаголы из обиходной лексики.

Ограничен качественный словарь

Не употребляет наречий.

Страдает понимание и употребление обобщающих понятий.

Затрудняется в подборе синонимов-антонимов.

Пассивный словарь преобладает над активным.

Обрывки общеупотребительных существительных и глаголов.

В речи отдельные вокализации, звукоподражания.

Бедность и инертность словарного запаса.

Вербальные парафазии ("то, чем режут" вместо нож, "то, чем пишут" вместо "ручка"; вместо слова стол употребляется слово стул).

 Связная речь

Фраза простая нераспространённая.

Фраза малораспространённая.

Пользуется распространёнными сложноподчинёнными предложениями.

Владеет развёрнутой фразой.

Фраза односложна.

Аграмматичная.

Самостоятельно высказаться затрудняется.

Ответы часто однословны.

Речь изобилует эхололиями, речевыми штампами, проявлениями речевой стереотипности.

Мутизм, как отсутствие мотивации к речевому общению.

Рассказ по картинке (по вопросам) строит примитивно.

Самостоятельно сюжетную линию (сюжетный ряд) не выстраивает.

При пересказе требуются многочисленные подсказки и направляющие вопросы.

При пересказе упускает части текста, передаёт содержание упрощённо.

В рассказе нарушена логическая последовательность.

Затрудняется пересказать в логической последовательности.

Ограничивается перечислениями предметов или действий.

 Грамматический строй речи

Допускает ошибки при согласовании числительных с существительными.

Ошибки согласования и управления.

Допускает ошибки в падежных окончаниях.

Допускает ошибки при изменении существительных по числам.

(Не) согласует существительные в роде, числе, падеже.

(Не) правильно согласует прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

(Не) правильно употребляет простые (сложные) предлоги.

Опускает предлоги.

(Не) образует существительные в уменьшительно-ласкательной форме.

Недостаточно использует различные части речи.

Допускает ошибки в употреблении предложно-падежных конструкций.

Социально-бытовая ориентировка, самообслуживание

Уровень (запас) знаний и представлений об окружающем беден и очень поверхностен.

Снижен запас представлений об окружающем мире.

Представления об окружающем мире фрагментарны.

Соответствуют возрасту.

Сформированы знания и представления о себе и своей семье.

Знает своё ближайшее окружение.

(Не) сформированы представления о временах года (днях недели, частях суток), последовательность самостоятельно (не) устанавливает.

Снижена ориентировка во временных представлениях.

Уровень сформированности представлений об окружающем недостаточен.

Навыки самообслуживания сформированы, сформированы частично, не сформированы: одевается-раздевается с помощью, ест жидкую (твёрдую пищу) самостоятельно, моет руки и умывается самостоятельно (с помощью взрослого) и т.д..

Навыки общения

Сформированы (в полном объёме, недостаточно, частично).

Социальные контакты сужены, общение только с членами семьи.

Испытывает дефицит общения со сверстниками.

Испытывает трудности в общении.

С незнакомыми людьми ведёт себя настороженно, в контакт вступает неохотно.

Игра

Процессуальная (с элементами сюжета, сюжетно-ролевая).

(Не) способен самостоятельно организовать и включиться в игру.

Связно передаёт в игре несколько последовательных эпизодов (например, кукла гуляет, кушает, ложиться спать…).

Оречевляет игровые действия.

Игрушки использует (не) адекватно.

Проявляет интерес к игрушкам с яркими сенсорными характеристиками (цвет, звук).

(Не) может долго заниматься одной игрушкой.

(Не) использует предметы-заместители.

Предпочитает подвижные игры, настольно-печатные игры и т.д.

Чаще играет один.

Изобразительная деятельность

Навыки сформированы в соответствии с программными требованиями.

(Не) правильно удерживает карандаш в руке.

При закрашивании (не) выходит за контур.

Хорошо пользуется ножницами, вырезает по контуру.

Работы выполняет (не) аккуратно самостоятельно (с помощью).

Письмо

(Не) правильно удерживает ручку в руке.

Теряет строку при письме.

Имеются многочисленные ошибки разного характера.

Испытывает трудности при овладении письмом и чтением (т.к. имеется большое количество специфических – дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

При списывании наблюдаются единичные ошибки.

Списывает с печатного (рукописного) текста без ошибок (с ошибками).

Не усвоен зрительный образ буквы.

При письме под диктовку допускает большое количество ошибок (замены д-т, б-п, ж-ш и др., пропуски, добавления, пропуски предлогов, слитное написание слов; не дописывает элементы букв).

Искажает структуру слова (предложения).

Чтение

Знает буквы (некоторые буквы), (не) читает слоги (слова).

Способ чтения побуквенно – слоговой.

Чтение замедленное, послоговое, словами.

Понимание прочитанного с неточностями.

Чтение послоговое, простые слова читает целостно.

Делает запинки при чтении многосложных слов.

Чтение с большим количеством ошибок (пропуск букв, слогов, усечение слова, наращивание, угадывание окончаний, смешение оптически сходных букв, аграмматизмы и др.).

Не отвечает на вопросы по тексту.

При чтении слова произносит неотчетливо.

Математика

Владеет навыками прямого (обратного) счёта в пределах …

(Не) знает геометрические фигуры (какие?).

Знания, умения и навыки (не) соответствуют программным требованиям (в пределах программных требований).

(Не) решает простые наглядные задачи самостоятельно (с помощью).

(Не) владеет вычислительными операциями на сложение и вычитание (умножение, деление) в пределах …

(Не) сравнивает числа.

Состав числа (не) усвоил.

Различает понятия «один» и «много».

 

 

 

 

 Министерство образования Республики Беларусь              

 

(02248) 71-5-35,  dribinckroir@dribin.edu.by, регистрационное свидетельство